Телефонная сеть требуется для обеспечения связи между сотрудниками компании, приема и передачи внешних звонков, обеспечения междугородней и международной связи.
Составные части телефонной сети:
Провайдер услуг телефонии выделяет вашей компании номер или несколько номеров. Номер может быть многоканальным - то есть на один номер телефона (495) 123-45-67 может позвонить несколько или много человек. Выделение нескольких одноканальных номеров постепенно уходит в прошлое - сказывается расширение города и нехватка номерных емкостей.
Номер может подаваться по медной телефонной линии или потоком для IP телефонии. В первом случае, провода коммутируется сразу на АТС. Во втором - устанавливается Шлюз IP телефонии.
Для распределения звонков необходимо специальное устройство - АТС. Основные задачи, лежащие на АТС - это создание телефонной связи между абонентами внутри офиса. Прием и распределение внешних звонков внутри офиса. Совершение внешних звонков сотрудниками и управление существующими линиями. Кроме того, АТС выполняет большое количество дополнительных функций - приятная музыка во время ожидания, "Здравствуйте, вы позвонили..." и многие другие.
Стандартно АТС настраивается в большинстве фирм примерно так:
Входящий звонок. Звучит голос "Здравствуйте, вы позвонили в компанию Такаято. Наберите внутренний номер абонента или оставайтесь на линии для ответа секретаря". После ответа, секретарь переключает на нужного абонента, набрав дополнитнльный номер.
АТС можно настроить так, чтобы входящий звонок приходил не одному абоненту а группе операторов. Или чтобы после первого звонка шла переадресация на второго абонента, а после второго звонка - к следующему. Причем, эти настройки могут изменяться в зависимости от дня недели и времени суток.
При использовании дополнительных устройств и плат, возможна переадресация звонков на мобильные телефоны сотрудников, интеграция с IP телефонией, запись телефонных звонков и ведение статистики.
Ранее, телефонная сеть стояла особняком - в ней использовались телефонные провода (в бюджетных вариантах широкоизвестная "лапша"), телефонные розетки, кросс-панели. В настоящее время телефонная сеть проводится на том же оборудованиее что и компьютерная. Иногда, в целях экономии, телефонная сеть проводится кабелем "витая пара" категории 5е, а компьютерная - категории 6 или выше.
Основные производители АТС - Panasonic, Avaya, Samsung. На наш взгляд, чаще всего используются АТС Panasonic. Модели АТС различаются между собой номерной емкостью и подключаемыми доп. устройствами. Чаще всего номерная емкость кратна 100 номерам. Некоторые производители выпускают АТС уменьшенной емкости - решения для небольших офисов до 16 или до 30 сотрудников.
АТС бывают цифровые, аналоговые и смешанного типа. Аналоговые АТС - самые обычные, к линии можно подключить наушник или любой телефон и слушать линию. Цифровые АТС требуют специальных телефонов для работы. Качество сигнала в цифровых АТС существнно выше. АТС смешанного типа используются чаще всего.
В АТС большого объема могут быть вставлены различные платы, в зависимости от требований.
Разобранные выше варианты описывают обычную телефонную сеть - сеть уходящего поколения. Новый, электронный век, предлагает нам более совершенную систему - ИП телефония (IP телефония). Основное отличие в том, что IP телефон это по сути небольшой компьютер, функции которого ограничены обмном голосовых сообщений. Последнии моделей ИП телефонов компании CISCO программируются, что существенно расширяет их функции. Например, наша компания разработала проект по интеграции СКУД и IP телефонии на основе решений компании CISCO.
Одним из современных перспективных направлений мы видим установку и настройку IP телефонии на основе телефонной платформы Asterisk.
Самый известный и бесплатный программный IP телефон - это Skype.
Подробнее об IP телефонии и ПО Asterisk вы можете почитать в статье "IP телефония", нажав на ссылку.